«Что ж, издевайтесь. Но однажды, пробудившись от сладостной дрёмы, вы ощутите аромат тёплого тоста с мармеладом и свежим сливочным маслом, и поймете, что жизнь состоит не только из потребностей тела, но и вкуса…»
Вы уже поспешили заваривать кофе? Или мысленно перенеслись в утро следующего дня, предвкушая, каким вкусным будет завтрак? Всего-то осталось, что найти настоящее сливочное масло, но это не так сложно, как может показаться… ☕
Субботняя поездка должна была стать второй подряд за неделю, но накануне, по возвращению с «Пирятинского сырзавода», я упала в кровать еще в семь вечера и, поспав два часа, начала обдумывать план отступления, уверенная, что и самый экстраординарный в мире сыр больше не стащит меня с кровати до восхода солнца. Тем более, мои родные поехали в деревню, и мне очень хотелось провести время с ними, а еще – порыться в земле на свежем воздухе, что я очень люблю.
Но и на «Золотоношский маслодельный комбинат» тоже не терпелось попасть – я ждала этой экскурсии с каким-то особенно теплым чувством. Конечно, можно было записаться на май или даже на осень, но запланировать что-то на будущее и спокойно ждать, пока оно наступит, точно не для меня. Хочется всего и сразу, а расставить по местам желания и возможности мне помогла случайность, которую вряд ли можно назвать счастливой. И чтобы не оказалось 2late, теперь вся надежда была на будильник… 🙂
Дальше получилось как в «Дне сурка» – небо было таким же неправдоподобно лазурным, как и вчера, тот же необычный автобус, только вместо La Vie en Rose едва слышно играл джаз, а на рекламном экране показывали не уроки английского, а корейский мультфильм о двух личинках – красной и желтой, которые не переставая жевали и безумно таращили глаза во все свои личиночьи лица. Они так забавно извивались и корчили рожицы, высовывая длинные языки, что и самые сонные пассажиры начинали следить за их злоключениями и улыбаться.
Потом были часы дороги вдоль зеленеющих полей, и вот уже в небольшом, залитом светом актовом зале Владислав Витальевич Кулинич – руководитель предприятия – рассказывает о реконструкции, о строительстве сырного цеха, о многочисленных аудитах и сертификациях, о том, как сам когда-то пришел на завод слесарем-наладчиком, и какие замечательные специалисты здесь работают.
И первым делом нас приводят в цех по производству сухих молокопродуктов, где установлено оборудование для сушки сыворотки и молока. Мы уже видели подобное на «Пирятинском сырзаводе», но такая громадина не может не впечатлять. И если вы мечтали побывать в космосе, но были уверены, что это – невозможно, то попали в правильное место: кажется, что еще минута и кто-то невидимый опустит тумблер за стеклянной перегородкой, люк на потолке раскроется и до блеска начищенный, конусообразный космический корабль отправится в далекую экспедицию, преодолев земное притяжение 🚀
И можно не бояться, что аппарат затеряется где-то в межгалактическом пространстве – управление автоматизировано практически полностью, а каждую секунду технологического процесса отслеживают компьютеры.
Ощущение нереальности только усиливается, когда заходишь в пункт управления: черные панели, разноцветные круглые лампочки, переключатели, прочерченные схемы – так в фантастических фильмах изображают отсек запуска космического корабля. Впрочем, есть и пугающее сходство с атомной электростанцией. Людей здесь редко встретишь, тем не менее, по словам директора завода, узнать, что происходило ночью, на любой смене, проверить какие угодно параметры, можно в любой момент. Мойка сушилок и трубопроводов проходит централизовано после завершения технологического процесса, для этого используется специальный раствор, затем все промывается горячей и ополаскивается холодной водой.
Воспроизвести же все этапы превращения жидкости в порошок у меня точно не выйдет, извините. Поэтому, минуя всякие сгущения и распыления, перейдем к финальное стадии, где сухая сыворотка упаковывается в 25-кг мешки. Линия голландского производства – также автоматизирована почти на 100%. Она укомплектована металлодетектором, ситом и специальным магнитом, которые должны обезопасить готовый продукт от попадания даже мельчайшей крупицы металла. Только так можно добиться наилучшего качества, благодаря которому «Золотоношский маслодельный комбинат» знают по всему миру.
Япония, Китай, Голландия, Германия, Пакистан, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты – завод экспортирует сухие молочные продукты в 40 стран. Есть среди них и особенно ценные. К примеру, деминерализованная сыворотка Д90 – это абсолютно чистый белок, основа для производства детских молочных смесей и спортивного питания.
Любят за границей и золотоношское сливочное масло, и вполне заслужено – завод производит его с момента своего основания в 1932-м. А в прошлом году тонкий аромат и чистый вкус масла смогли оценить во Франции, хоть это время выдалось для страны и нелегким: паника, пустые полки супермаркетов, подорожание – к таким катастрофическим последствиям привел дефицит продукта, который издавна является чуть ли не основой французской кулинарии. В Le Figaro тогда написали, что подобный кризис Франция переживала только во времена Второй мировой войны. И хорошо, что в этот раз додумались возместить нехватку экспортом, поскольку во второй половине 19-го века, когда спрос на сливочное масло в республике невероятно вырос, за изобретение недорогой замены Наполеон III пообещал денежную премию.
«Свежее сливочное масло… разве можно заменить его? Я скажу – можно, и вы согласитесь со мной, когда попробуете обезжиренный маргарин «Фермерский дар» с насыщенным вкусом натурального масла в каждом грамме. С каждым кусочком «Фермерского дара» вы ощутите на языке полную гамму вкуса, не добавляя полноты себе в талии… Позвольте, это настоящий вкус «Фермерского дара»?! На вкус это – гуталин… у продукта вкус печной золы…»
Эти слова из фильма «Кейт и Лео» вспомнились мне как нельзя кстати. А благодарить за появление маргарина на свет нужно химика Ипполита Меже-Мурье, который как раз исследовал переработку жиров и откликнулся на призыв императора. Новый «деликатес» из говяжьего жира предназначался для рабочего класса и армии, и якобы даже был съедобным, но ведь какое вкусное настоящее французское масло – с кристалликами соли, вручную добытой на острове мимоз Нуармуатье или в курортном Геранде, нормандское или бретонское, традиционное несоленое – только оно напоминало мне то, что было в детстве ❤️
Как случилось, что оптовые цены взлетели до облаков и целая нация стала заложницей нехватки продукта стратегического значения, этому экономисты называют множество причин, но осенью 2017-го в магазинах стали появляться объявления с просьбой извинить, но сливочного масла в продаже нет. А женские журналы и видеоблоги запестрили советами, как взбить масло из сливок в домашних условиях.
Ужасней всего была ситуация для булочных и кондитерских, а ведь пекари первыми начали быть тревогу, что дефицит может спровоцировать подорожание выпечки. Слойки с шоколадом, улитки с заварным кремом и изюмом, бриоши и, конечно же, знаменитые французские круассаны – ингредиент, теперь оказавшийся на вес золота, в них абсолютно незаменим. Маргарином здесь не обойдешься, а делать круассаны значительно дороже – не лучший выход из ситуации, поэтому от властей требовали срочно принять меры и восполнить запасы сливочного масле на рынке.
А вот самый известный французский бутерброд жамбон-бёр, который еще называют парижским, не особо пострадал, разве что от засилия бургеров. Индекс, ежегодно рассчитываемый по аналогии с Биг-Маком, показал, что король всех сандвичей подорожал на мизерные 20 евроцентов – и это за 10 лет. Но этот факт не смущает французов: в прошлом году они съели около трех миллиардов всевозможных бутербродов, и каждый второй был «Паризьен», с ценой от 2,45 евро где-то в глубинке до 4 евро в столице.
Классический рецепт жамбон-бёр – до смешного простой. Понадобится всего три ингредиента – половинка багета, сливочное масло и розовые ломтики свиного окорока. Теперь нужно надрезать хлеб по длине, обе части смазать изнутри маслом, уложить мясо, соединить половинки вместе, и вот оно – настоящее гастрономическое удовольствие по-французски 😇
Пусть у немногих из нас есть знакомый мясник, которому можно было бы довериться в выборе совершенной ветчины, или буланжери у дома, где первые багеты пеклись бы уже к рассвету, поэтому просто постарайтесь, чтобы продукты были самые лучшие. И такое сливочное масло можно найти в Золотоноше. Поверьте, здесь оно – превосходное, не зря же завод только за осень-зиму экспортировал в ЕС тысячу тонн, в том числе и во Францию, где масла едят больше всех на планете – 8 кг на человека в год. Но, к сожалению, «Золотоношский маслодельный комбинат» 90% своей продукции отправляет за границу, еще часть производится для Украины под брендами «Молочного альянса», как, например, сыр «Адыгейский» для «Яготинского». Хоть есть у завода и своя торговая марка – «Златокрай», и немного познакомиться с ней нам посчастливилось на дегустации. Я думала, что после пирятинского «Янтаря» уже ничему не удивлюсь, и о своих ощущениях я еще обязательно напишу, но местный плавленый сыр – по-своему прелестен, а согревшийся, в сочетании со сливочным маслом на кусочке хлеба – это было как озарение…
Вот только искать «Златокрай» в магазинах – бессмысленно, даже стало обидно, что страна не знает своих героев. Но Владислав Витальевич успокоил, что у каждого предприятия в группе – свое направление: Пирятинский и Баштанский сырзаводы больше ориентированы на производство сыра и внутренний рынок, «Яготинский маслозавод» – на молочные продукты, а сами они – на экспорт.
«Многие наши друзья спрашивают, где купить? Ведь такая классная продукция. Приезжают в Золотоношу, покупают, мы им отправляем. У нас есть фирменный магазин в городе, и во всех магазинах Золотоноши наша продукция есть. Еще возим в соседние районы Черкасской области, но это – очень маленький процент».
Нас тоже не могли отпустить без гостинцев, поэтому специально открыли магазинчик при заводе, который обычно работает только в будни. За разговорами выяснилось, что в продаже есть не только всевозможные сыры, но и то самое сливочное масло, и не в монолитных блоках по 20 кг, а в привычных пачках из покрытой золотом бумаги. И пока очередь потихоньку таяла, а с ней – и башенки стаканчиков с «Янтарем» в холодильнике магазина, наша экскурсовод – начальник производства Татьяна Васильевна Гонза – поделилась секретом, что вкуснее и ароматнее не масло с жирностью 82,5%, которое многие считают единственно настоящим, а то, где жира поменьше, например, 73-процентное «Селянське» или даже снятое с производства «Бутербродное», в котором нежировая часть – так называемая плазма – составляет около 40%.
Вообще, жирность молочных продуктов – это для меня постоянный предмет споров, и если кто-то удивляется, как можно любить обезжиренный творог именно за его вкус, то шучу, что если мало жира, можно в дополнение выпить ложку растительного масла или съесть кусочек сала 🙂
Что же касается сливочного масла, то мои родители здесь – самые суровые критики, и я немного переживала, что прошло больше недели, а они так ничего и не сказали. Когда же я все-такие спросила, то ответ мамы меня поразил: «Ни одно масло, которое мы едим, не сравнится с этим. Но где мы его будем брать?».
«Виновно в идеальности». Лучшего вердикта Высокий суд еще не выносил…
А Вы что скажете об этом?