img_1928

Говорят, что причиной любой беды есть женщина… По-моему, это явное преувеличение, ведь в случае с Шабишу все было совсем не так. Надеюсь, вы помните, что именно благодаря стараниям дамы этот сыр наконец-то обрел долгожданного статус Appellation d’Origine Controlée, подтверждающий его безукоризненное качество и приверженность исторически сложившейся технологии производства.

Но не все так просто было в этой истории, и Сеголен Руаяль, известная не только своей политической деятельностью, но и продолжительными отношениями с нынешним президентом Франции Франсуа Олландом, далеко не бескорыстно согласилась стать объектом всенародного обсуждения.

Кто-то насмехался над ней, говоря, что она способна быть всего лишь «Послом Шабишу», а не серьезным претендентом на пост президента страны. Другие же восхищались ее поступком, когда в июне 1991 года на первую годовщину празднования присвоения сыру статуса AOC, она надела элегантный традиционный костюм коммуны Ла-Мот-Сент-Эре, в котором, по мнению прессы, выглядела безукоризненно, а в газетах можно было найти восторженные заголовки «Маленький Шабишу становится великим». Тем не менее, даже сейчас скептики продолжают настаивать, что наслаждаться этим сыром может только либо большой любитель коз, либо человек с заложенным носом 🙂 А я бы еще добавила, что обладатель высокохудожественного вкуса, ведь только он сможет по достоинству оценить цветовую гамму разводов плесени на грязновато-белой корке.

Возвращаясь же к карьере Руаяль, можно спросить, почему она вообще ввязалась в битву за честь кустарного сыра, который и производится-то на совсем небольшой территории. А секрет в том, что когда в 1988 году ее отправили из Парижа в департамент Дё-Севр для участия в выборах, она знала, что победить сможет, только выиграв сражение на местном уровне, и решила, что это будет бой за козий сыр Пуату. Ее кандидатура стала примером старинной французской традиции “парашютирования”, когда молодых да рьяных работников центрального аппарата отправляют баллотироваться в регионы.

img_5109

Во время стремительной избирательной кампании она разошлась не на шутку, даже пообещав ошеломленным фермерам консервативного региона ввести уроки английского, чтобы те могли экспортировать свой простой, но восхитительный мягкий сыр со вкусом чистого козьего молока, который сумел-таки занять почетное место на Олимпе сыродельного искусства.
И хотя Франсуа Миттеран, которого прямо во время инаугурации на пост президента Сеголен осмелилась попросить об округе для участия в выборах, якобы сказал, что шансов на этот раз у нее нет, эта отчаянная девушка все-таки победила, заявив, что «для прыжка с парашютом, приземление было успешным». С результатом в 50,57% голосов основательница ассоциации “Друзья Шабишу” прошла в парламент, и впоследствии трижды переизбиралась, и это, наверное, единственный случай в истории, когда региональный продукт с заковыристым названием сделал так много для карьеры политика, да и человека вообще!

И ничего сверхъестественного в этом нет, ведь как пелось в старинной песне, Шабишу – желанный гость на любом столе: что у нищих, что у богачей. В юности этот сыр имеет творожистую консистенцию и нежную сливочную прослойку под коркой, а в процессе созревания становится более плотным и ломким и приобретает насыщенный и даже чрезмерный аромат, как заметила одна из признанных специалистов сырного дела Marie Quatrehomme, с сыном которой у меня, к слову, когда-то было собеседование в их парижском бутике 🙁

К сожалению, в Киеве найти Шабишу уже невозможно. Но… если вы хотите рискнуть и попробовать подобный сыр, можно начать с Бюш де Шевр или Кроттен, произведенных по классической французской технологии в Украине на ферме заезжего бельгийца. Как случилось, что теперь он живет в небольшом селе во Львовской области и разводит коз? Поверьте, уж здесь-то точно без женщины не обошлось 😉

img_20151107_175150

La Ferme d’Elise