Никогда не думала, что со мной может случиться подобное, но да, я купила сырный продукт. Но послушайте, дорогие присяжные, это было волшебное утро: настойчивый шум моря, едва проснувшись, исполосанное облаками сияющее незабудковое небо за полупрозрачным тюлем, прямоугольник солнечного света на белой стене комнаты, прохладный песок, пенные барашки, взбирающиеся на босые ноги. Завтрак на террасе в компании рыжего чумазого кота – большого любителя колбасы. Чай, тонкие ломтики глазастого лимонно-желтого сыра, искусно выложенные воланом, и горка крошечных ленивых вареников с ароматным клубничным вареньем и сметаной.
Шумное еврейское семейство с оравой детишек всех возрастов: старшая девочка лет пятнадцати все время держала на руках своего братика-кроху, поэтому была самой спокойной. Остальные же носились, одетые в не по погоде легкие кофточки, брючки и платьица, по берегу, и не успокоились даже когда неожиданно начался ливень. Второй раз я их встретила, когда дождь немного утих и можно было выйти из отеля без зонта: они загружали свои пожитки, сложенные в тысячи пакетов, в смешной ретро-лимузин цвета слоновой кости. Увидев мою улыбку, еврейский папа смущенно сказал: “Большая семья”, и пожелал мне хорошей дороги.
Потом была широкая лестница в город – сквозь парк, благоухающий мокрой листвой и цветом вишневых деревьев. Оказалось, что она всего в нескольких метрах от того крутого, в корягах корней и комьях земли, спуска, преодолеть который мне за руку помогла когда-то импозантная, раззадоренная алкоголем одесситка в возрасте, когда я спросила у нее – единственной, кто в девять часов утра попался на улице – как побыстрее пройти к морю. И хотя она ждала супруга, все равно настояла на том, чтобы мне помочь. Так мы и летели с ней вниз: в руке я сжимала ее украшенные золотыми кольцами пальцы с ярким маникюром и думала только о том, что я скажу ее мужу в оправдание…
За спиной остались музей Паустовского и загадочный полужилой дом шоколадного цвета, небесно-голубая церковь на перекрестке, трамваи, и тут я вспомнила, что так и не нашла ни одного сыра местного, хоть и промышленного, производства – куда не загляни, ассортимент – традиционный. Знаю, что и фермерский сыр в Одессе существует, но от моря никак нельзя было оторваться. Поэтому по дороге на вокзал я заходила в каждый магазинчик в надежде встретить что-то необычное. И вдруг! Наконец-то, в тесной стекляшке посреди дороги – холодильник с несколькими полками взгроможденных друг на друга разноцветных коробочек и брусочков плавленого сыра. Выбираю парочку самых ярких, спрашиваю у женщины-продавца: “Местные?” “Конечно, это один производитель! Видите? У них и цвет одинаковый”. Не чувствуя подвоха, укладываю трофеи в рюкзак. Теперь можно чуть-чуть поблуждать среди старинных зданий и ветвистых платанов – и в Киев 🙂
Как же я смеялась, когда дома изучила свое приобретение. Нет, это не Одесса, и даже не Одесская область. Итак, знакомьтесь, торговая марка “Высь”, сыр плавленый “Маасдам”, 55% жира в сухом веществе, ДСТУ 4635:2006.
Адрес производителя и производственных мощностей: ООО “Сыророб”, переулок Октябрьский, 4, село Мокрая Калигорка, Катеринопольский район, Черкасская область (расстояние от Одессы – 350 километров).
Состав: сыр твердый, в том числе сыр “Маасдам”, вида питьевая, масло сливочное, молоко сухое обезжиренное и/или сыворотка молочная сухая, эмульгирующая соль полифосфат натрия, стабилизаторы (ксантановая камедь, камедь гуаровая, камедь рожкового дерева, каррагинан, диацетил виннокислый эфир моноглицеридов, соль кухонная, регулятор кислотности фосфат натрия, консервант аскорбиновая кислота. Не содержит ГМО.
Вес: 90 г (-4,5 г), цена: 11 гривен 50 копеек.
Рецептуру и натуральность ингредиентов сырка доверим оценивать профессионалам, но в его вкусе явно ощущаются острота и легкая горькость, присущие “Маасдаму”. Все впечатление портят текстура – она плотная, липковатая и немажущаяся, и навязчивый химический запах. Хотя на кошку действует лучше валерианы – она, громко мяуча, бегала к холодильнику, пока не стребовала весь брусочек.
Еще “Сыророб” делает твердые сыры “Гауда”, “Голландский”, “Фаворит”, “Россия”, “Эдам”, “Тильзит” и плавленый “Янтарь” – названия впечатляют. Но местные жители недовольны – ополчились на предприятие за то, что сливает зловонные отходы в отстойники, заставляя людей дышать отравленным воздухом и пить затхлую воду 🙁
Что же до Мокрой Калигорки, где расположился завод, то это, конечно, не французская деревня высоко в горах, с выбеленными домиками и цветущими клумбами, где овечки пасутся среди “альпийских лугов и эдельвайсов”, но и у нее есть своя славная история: это сейчас народ покорно терпит неудобства, а раньше будь что не так – сразу бунт или саботаж. Основали городок в начале 18-го века, и сначала он принадлежал полякам Любомирским, затем перешел в руки россиян Лопухиных, а последнего владельца – Алексея Нейдгардта – за его благодеяния даже возвели в лик святых. От старых хозяев в поселке сохранилась усадьба, где одно из зданий – нынешняя больница, и просторный, немного одичалый парк с прудиком и вековыми деревьями.
Есть Мокрая Калигорка и в списке еврейских поселений Украины – к началу 20-го века евреям здесь принадлежали аптека, булочная и 52 лавки. Но Гражданская война, а после – Вторая мировая, оказались к ним безжалостны. До наших дней дожили только считанные домики и заросшее травой еврейское кладбище, где теперь гуляют коровы.
Теперь второй экспонат: ТМ “Богодуховский молзавод”, продукт молокосодержащий сырный плавленый пастообразный “Янтарь”, 60% жира в сухом веществе, ТУ У 15.5-24934992-009-2007.
Производитель: ООО «Богодуховский молзавод». Адрес производителя: проулок Харьковский, 6, Богодухов, Харьковская область. Адрес мощностей производства: ул. Заречная, 6, пгт Краснокутск, Харьковская область.
Состав: вода питьевая, сыр твердый сычужный, заменитель молочного жира, творог кисломолочный, сыр быстросозревающий обезжиренный, сухое обезжиренное молоко, сыворотка молочная сухая, соль-плавитель SELF, соль экстра, стабилизатор “Продамол”, сахар-песок, ароматизатор масло-сливки, консервант – сорбиновая кислота.
Масса нетто: 90 г (-4,5 г), цена: 8 гривен 40 копеек.
Что сказать об этом “Янтаре”? Во-первых, что у меня катастрофа с географией – Богодухов и Краснокутск находятся гораздо дальше от Одессы, чем Мокрая Калигорка. Во-вторых, пусть это сырный продукт, но очень удачный. Может, потому, что издавна “городъ и уѣзд изобиленъ садами. Рогатый скот здѣсь родится хорошій и крупный”, или поточу что в ассортименте завода – неимоверное количество плавленых сыров и сыроподобных лакомств: традиционный колбасный, копченый с грибами или с ветчиной, со специями и пряностями, сливочный, “Дружба”, “Голландский” и, как вишенка на торте, шоколадный.
А еще – натуральное сливочное масло, творог и десертные творожные массы – с джемом, с курагой или с изюмом, упакованные, как и сыр, в несуразные громоздкие тубы. И если на предприятии так же серьезно подходят к разработке рецептуры сыров и выбору ингредиентов как на Пирятинском сырзаводе или в Золотоноше, то почему бы богодуховскому “Янтарю” не получится нежным, деликатным, с теплым цветом топленого масла и слегка крупитчатой текстурой, и не очаровать даже самого привередливого едока? Пусть говорят, что “царь – ненастоящий”, но было правда вкусно 😛
Кстати, писатели-фантасты обещают, что еще немного, и ничего настоящего на планете практически не останется – с трудом найденные бутылка вина, коробочка пахучего камамбера и несколько персиков будут стоять целое состояние. Поэтому ешьте сыр, не бойтесь экспериментов – в конце концов, как сказала София Губайдулина, “для нас, человеческих существ, ничто никогда не будет достигнуто так, как мы себе это представляем. Что мы делаем, это только попытки”. И после сырного продукта появится что-то настоящее, точно-точно! ❤️
И еще об украинском сыре:
А Вы что скажете об этом?